Основная образовательная программа основного общего образования
Формы обучения
- Очная
- Самообразование
Нормативный срок обучения
Аккредитация
- Государственная № 05А01 №0000353 (06.02.2014 - 07.02.2025)
Язык(–и) на которых осуществляется обучение
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Русский язык
-
Литература
-
Алгебра
Изучение алгебры в 7-9 классах направлено на решение следующих задач:
Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления обучающихся. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности обучающихся.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры обучающиеся должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Общая характеристика предмета алгебры 7-9 класс
Согласно учебному плану предмету алгебрына этапе основного общего образования отводится не менее 306 часов из расчета 3 часа в неделю.
Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у обучающихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у обучающихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции»— получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей обучающихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики»раскрывает прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии»предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения.
-
Геометрия
Место курса геометрии в учебном плане
Предмет «Геометрия» входит в образовательную область «Математика и информатика».
Учебный (образовательный) план МБОУ СОШ №34 на изучение геометрии в 7-9 классах основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение 34 недель обучения, всего по 68 ч в год, итого 204 часа.
Изучение геометрии в 7-9 классе направлено на достижение следующих целей:
7 класс
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие логического мышления и подготовки аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
8 класс
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
9класс
- усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
- познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;
- расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
- сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
- Обобщающее повторение
Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.
Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный и устный зачет, тесты).
Изучение программного материала ставит перед учащимися следующие задачи:
Ø осознать,что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
Ø научитьсяиспользовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
Ø получитьпредставленияо некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
Ø усвоитьсистематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
Ø приобрестиопытдедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
Ø научитьсярешать задачина доказательство, вычисление и построение;
Ø овладетьнабором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
Ø приобрестиопытприменения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Формы организации учебного процесса:индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса: самостоятельные работы, контрольные работы.
Содержание тем курса геометрии:
Ø Прямые и углы
Ø Треугольники
Ø Четырёхугольники.
Ø Многоугольники
Ø Окружность и круг
Ø Геометрические преобразования
Ø Построения с помощью циркуля и линейки
Ø Измерение геометрических величин
Ø Координаты
Векторы
-
Английский язык
Цели и задачи изучения дисциплины
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности направлено на достижение следующих целей: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению иной культуры.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
2. Развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:
а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания о культуре, истории и традициях этих стран;
б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов;
в) понимание важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми;
г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения иностранного языка ученик должен знать / понимать:
• значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
• языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
• значение изученных глагольных форм (видовременных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
• страноведческую информацию из аутентичных источников: сведения о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера.
Уметь:
говорение
• вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями / суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
• рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных / прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения
• создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран / страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование
• понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения, понимать основное содержание аутентичных
аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
чтение
• читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое / поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
• описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
• заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах изучаемого языка;
• делать выписки из текста на английском языке.
-
Информатика и ИКТ
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена на основе:
§ Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету ”информатика”;
§ УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
и полностью обеспечивает достижение результатов, обозначенных в требованиях к результатам обучения, заложенных ФГОС среднего (полного) общего образования по предмету “информатика”.
Для реализации программы используются следующие учебники, дидактические и методические материалы:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7, 8 и 9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
2. УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебникам «Информатика», 7, 8 и 9 классы
Целью изучения предмета “Информатика и ИКТ” является
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
• воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
• приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика представлена как базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю).
Основные разделы программы
7 класс
§ Информация и информационные процессы
§ Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
§ Обработка графической информации
§ Обработка текстовой информации
§ Мультимедиа
8 класс
§ Основы алгоритмизации
§ Начала программирования
§ Математические основы информатики
9 класс
§ Алгоритмизация и программирование
§ Моделирование и формализация
§ Обработка числовой информации в электронных таблицах
§ Системы счисления
§ Коммуникационные технологии
Основные образовательные технологии. В процессе изучения дисциплины используется как традиционные (объяснительно-иллюстрированные методы), так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого обучения.
Формы контроля:
§ самостоятельные работы;
§ практические работы;
§ тестирование.
-
Химия
8 класс (основное общее образование)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.
Цели и задачи:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
формирование основ химического знания –важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.
Количество учебных часов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения химии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них: контрольных работ – 4; практических работ - 8.
Учебно-методический комплект:
1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О.С. Контрольно-измерительные материалы по химии 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие -М.: Дрофа 2008.
9 класс (основное общее образование)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.
Цели и задачи:
Формирование основ химического знания –важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.
Количество учебных часов:
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов(2 часа в неделю), в том числе контрольных работ- 3,практических -6.
Учебно-методический комплект:
1. О.С.Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009,2010.
2. Н.П.Троегубова. Контрольно-измерительные материалы по химии 9 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 9 класс. – М.: Вако,2010.
-
Биология
Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5- 11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4- авторской (отмечены*). Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2012.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс- технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения растений, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного (общего) образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.
Количество часов – 34, из них:
Тема I. Строение и многообразие покрытосеменных растений – 14 часов.
Тема II. Жизнь растений – 10 часов.
Тема III. Классификация растений – 6 часов
Тема IV. Природные сообщества – 4 часа.
Для приобретения практических навыков и повышения знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные работы, проводимые в ходе комбинированного урока, могут оцениваться по усмотрению учителя.
Аннотация к рабочей программе по биологии
(по авторской программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова) 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2006. -138с.) полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования по уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены,приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связей, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека. Наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И.Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. -272с.
Аннотация к рабочей программе по биологии
(по авторской программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина,Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11классы. –М.: Дрофа, 2006. -138с.), полностьюотражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличаются от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, ка в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видах деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных степенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естесственнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщать и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.в связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» -М.: Дрофа,2004. -128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 288с.
-
История
Аннотация к рабочей программе по истории в 5 классе
Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в основной школе в 5 классе, составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов[1], авторской программы по Всеобщей истории к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы[2].
Содержание учебного предмета "История" для 5-9 классов изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «Всеобщая история», в котором рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделюПрограмма предполагает использование учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение».
Цели изучения курса "Всеобщая история" в рамках учебного предмета "История"
Главнаяцель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Аннотация к рабочей программе по истории
(6 класс, базовый уровень)
Данная рабочая программа по учебному предмету «История» ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.)
2. Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения от 23 марта 2010 года № 819.
3. Учебный план МБОУ «Глинновская СОШ» на 2013-2014 учебный год (ФКГОС).
4. Локальный акт МБОУ «Глинновская СОШ «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (ФКГОС)» и на основе следующих документов:
5. Программы «История. 6-9 классы». Под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.-М.: Просвещение 2008 и Агибалова Е. В., Донской Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией доктора исторических наук А. А. Сванидзе. - М.; Просвещение, 2008г.
6. Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса истории учащимися 6 класса в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), составлена в соответствии с авторской программой и учебным планом школы. Авторская программа рассчитана на 68 часов.
Используется УМК под ред. Агибаловой Е. В., Донской, Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией доктора исторических наук А. А. Сванидзе. - М.; Просвещение, 2005. – 272 с. И Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. «История России». - М.: Просвещение, 2008. – 256 с.) рекомендованный Минобрнауки РФ и департаментом образования Белгородской области к применению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 год.
Предполагаемые формы контроля: тестирование, фронтальный опрос, с последующей беседой, тестовые задания в форме ГИА, входной, промежуточный и итоговый контроль.
Аннотация к рабочей программе по истории 7-8 класс
Рабочая программа по истории составленана основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской программы по истории России для общеобразовательных учреждений: 6-9 классы под редакцией А.А. Данилова и авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития исоциализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенныеобразы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания обисторическом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классахреализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение свозможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиесятрадиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастныхособенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебноговремени в рамках трех этапов: (V-VI,VII-VIII иIX классы) и крупных тематических блоков.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: вV,VI,VII,VIII иIX классах по 70 часов, из расчета 2 учебныхчаса в неделю.
Аннотация к рабочей программе по истории 7-8 класс
Рабочая программа по истории составленана основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской программы по истории России для общеобразовательных учреждений: 6-9 классы под редакцией А.А. Данилова и авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития исоциализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенныеобразы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания обисторическом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классахреализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение свозможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиесятрадиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастныхособенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебноговремени в рамках трех этапов: (V-VI,VII-VIII иIX классы) и крупных тематических блоков.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: вV,VI,VII,VIII иIX классах по 70 часов, из расчета 2 учебныхчаса в неделю.
Аннотация к рабочей программе по истории 9 класс
Рабочая программа курса составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2005 г. (// Вестник образования. - № 3. -2005), на 68 часов по принципу интеграции двух курсов в один из расчета «Новейшая и современная история России» 41 час + «Всеобщая и новейшая история»27 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития исоциализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенныеобразы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания обисторическом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классахреализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение свозможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиесятрадиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастныхособенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебноговремени в рамках трех этапов: (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: вV,VI,VII,VIII иIX классах по 70 часов, из расчета 2 учебныхчаса в неделю.
Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных кгуманитарному образованию на повышенном уровне, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную,исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социальногоопыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Курс «Новейшая и современная история России» для 9 класса охватывает периодXX - началоXXI вв. Курс является логическим продолжением курса «История РоссииXVI - началоXX вв.», начатого в 7 - 8 классе.
Курс «Всеобщая и новейшая история» в 9 классе является логическим продолжением курса «История Нового времениXVI-началоXX вв.». В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.
Программой предусмотрен 1 час резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания (по причине командировки, больничный лист, карантин и другие обстоятельства, которые нельзя учесть заранее) или для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, повторительно-обобщающие, экскурсии и прочее.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:
Цели курса:
1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах,явлениях и понятиях;
2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданскогосамосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачамикурса являются:
1. формирование исторического мышления учащихся;
2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпохуновейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;
7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);
Воспитательные задачи:
1. формирование правовой культуры школьников;
2. формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений,(достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость отобщения с ними;
4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества,благородства, мудрости.
-
Обществознание
Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 5 класса
под редакцией Л.Н. Боголюбова
Рабочие программы по обществознанию для 5, 6, 7 классов разработаны в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с учебным планом общеобразовательного учреждения;
- с рекомендациями Примерных программ по предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. (Стандарты второго поколения) М: Просвещение, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- с авторской программой по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова, 5 – 9 классы;
- с возможностями УМК:
5 класс
* Обществознание». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2012.
* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 5 класс. М.: Просвещение, 2013.
* Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.
* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой и экономической) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- правовых отношениях.
Общая характеристика предмета
Предмет «Обществознание» в среднем звене выполняет важнейшую функцию социализации личности, т.к. на уроках учащиеся получают представления об устройстве современного общества, о различных моделях его развития, способах взаимодействия личности и общества.
Учебный материал способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения, поскольку в этом учебном предмете нравственные нормы, условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.
Изучение обществознания играет значимую роль и в формировании социальной компетентности учащихся , которая наряду со знаниями и ценностными ориентирами включает в себя также комплекс умений. Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных условиях.
Существенен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности,в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданами и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и их ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях жизни.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого значимого – тема «наша Родина – Россия». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Особенностью курса «Обществознание» в 6 классе является то, что содержание курса возвращает к изученному в прошлом году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Тема «Нравственные основы жизни» раскрывает проблемы качеств, свойственных человеку.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Изучение содержания программы на данном этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения ко всем данным явлениям. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них , дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций
В программе предусмотрены практикумы – 6 часов, учебное время на защиту проектов – 2 часа, итоговую контрольную работу по курсу – 1 час, организационно-деятельностную игру в рамках итогового обобщения по курсу – 1 час.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 6 класса
под редакцией Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработано в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с учебным планом общеобразовательного учреждения;
- с рекомендациями Примерных программ по предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. (Стандарты второго поколения) М: Просвещение, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- с авторской программой по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова, 5 – 9 классы;
- с возможностями УМК:
6 класс
* Обществознание». 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2012.
* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 6 класс. М.: Просвещение, 2014.
* Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2014.
* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой и экономической) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- правовых отношениях.
Аннотация к рабочей программы по обществознанию для 7 класс
Рабочие программы по обществознанию для 5, 6, 7 классов разработаны в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с учебным планом общеобразовательного учреждения;
- с рекомендациями Примерных программ по предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. (Стандарты второго поколения) М: Просвещение, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- с авторской программой по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова, 5 – 9 классы;
- с возможностями УМК:
7 класс
* Обществознание». 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2014.
* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Просвещение, 2014.
* Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.
* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой и экономической) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- правовых отношениях.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 8 класса
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования на ступени основного общего образования с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество относится историческое образование.
Введение курса обществознания на ступени основного общего образования как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательно и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Особенность изучаемого курса состоит в его интегративности, т.к. он включает в себя знания из различных отраслей науки – экономики, политологии, экономики, философии, социологии, правоведения и т.д.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы «Обществознание. 8 класс.» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. (программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9 классы. Просвещение. 2009.)
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Л.Н. Боголюбова, включающего в себя: учебник, рабочую тетрадь, поурочное планирование.
Данная программа рассчитана на изучение курса «Обществознание» в 8 классе в основной школе в объеме 34 часа (по 1 часу в неделю).
Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственно-правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-овладение навыками познавательной, коммуникативной деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера».
-
Физика
Аннотация к рабочим программе по физике
7-9 класс (основное общее образование)
Нормативными документами для составления программы являются:
· Закон Российской Федерации "Об образовании"№273 от 29.12.2012г.
· Примерная программа основного общего образования по физике. (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Физика. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
· Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 классы. / Е.М. Гутник, А.В. Перышкин– М.: Просвещение, 2006
· Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
· Учебный план МБОУ « СОШ №51» города Курска.
Учебно-методический комплекс:
1. Учебник: Физика. 7 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2010 – 13-е издание
2. Учебник: Физика. 8 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2011 – 11-е издание
3.Учебник: Физика. 9 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2011 – 11-е издание
4. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2003
5. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7-9 класс: к учебникам для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкина «Физика. 7-9 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2009 год
Цели изучения физики:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Сведения о программе курса:
Рабочая программа курса по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, М., Дрофа 2011.
Учебно-методический комплекс:
1. Учебники: Физика. 7 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2009 – 13-е издание; Физика. 8 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2008 – 11-е издание; Физика. 9 класс Пёрышкин А.В.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2006 – 11-е издание
2. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2003
Информация о количестве учебных часов: 70 часов в каждом классе (2 часа в неделю)
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.
Используемы методы обучения (по И. Я. Лернеру): объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы: Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В).
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Оптимальным путем развития ключевых компетенций учащихся является стимулирующий процесс решения задач при инициативе учащегося. Решение задач является одним из важных факторов, развивающим мышление человека, которое главным образом формируется в процессе постановки и решении задач. В процессе решения качественных и расчетных задач по физике учащиеся приобретают «универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», что соответствует определению понятия ключевых компетенций.
Поле решаемых задач – Система задач - удовлетворяет внутренним потребностям учащихся; выводит знания, умения и навыки всех учеников на стандарт образования (программа минимум); активизирует творческие способности, нацеливает на интеграцию знаний, полученных в процессе изучения различных наук, ведет к ориентировке на глобальные признаки, (последнее утверждение относится к учащимся, работающим над задачами продвинутого уровня); практико-ориентирована, содержит современные задачи, отражающие уровень развития техники, нацеливает на последующую профессиональную деятельность, что особенно актуально для выпускников.
В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Курс 7-9 класса предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа; тестирование; лабораторная работа; фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторныйпрактикум.
Практики
-
Практики нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Положение
об организации образовательных отношений
в период дистанционного обучения в МБОУ «Лицей №52»
1.Общие положения
1. Настоящее положение регулирует организацию деятельности МБОУ «Лицей №52» (далее - Лицей) на период дистанционного обучения.
2. Данное Положение разработано в целях определения единых подходов к деятельности Лицея по организации учебно-воспитательного процесса в период дистанционного обучения, обеспечению усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ.
Нормативной базой для реализации настоящего Положения являются:
Федеральный Закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
Устав МБОУ «Лицей №52».
В период дистанционного обучения Лицей с 1 по 11 класс переходит на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее по тексту - ДОТ).
ДОТ - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
Формы ДОТ:e-mail; дистанционные образовательные платформы в сети Интернет; интернет -уроки; общение по видеоконференцсвязи (ВКС) и т.д.
Образовательные отношения, реализуемые в дистанционной форме, предусматривают значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Лицея, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся.
1.6. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием дистанционных технологий являются следующие субъекты:
• сотрудники Лицея (административные, педагогические, технические работники);
• обучающиеся;
• родители (законные представители) обучающихся.
2.Организация образовательных отношений в период дистанционного обучения
2.1. Директор Лицея издает приказ о временном переходе 1-11 классов в режим дистанционного обучения на основанииприказа Министерства образования
2.2. Деятельность Лицея осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий, иных работников – режимом рабочего времени, графиком сменности.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по всем предметам учебного плана.
В обучении с применением ДОТ используются различные организационные формы учебной деятельности: лекции, консультации, самостоятельные и контрольные работы, и др.
Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиофайлов;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
2.3. Обучающийся получает консультации учителя по соответствующей дисциплине через электронную почту, программы ВКС, мобильный телефон, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.
2.4. Обучающиеся, не имеющие возможности общаться с учителем посредством сети Интернет, получают задания в печатной форме через родителей (законных представителей).
2.5. При дистанционном обучении с использованием интернет -ресурсов, обучающийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online);
- асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
2.6. Текущий контроль, промежуточная аттестация при обучении обучающихся в дистанционном режиме проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
2.7. Результаты обучения, перечень изученных тем, текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения учебных курсов (изученных тем), фиксируются в журналах, оформляющихся на электронных и бумажных носителях.
2.8. Государственная итоговая аттестация является обязательной для получающих образование с использованием технологий дистанционного обучения и проводится в полном соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.
2.9. Перевод в следующий класс, обучающихся, проходивших обучение с использованием дистанционных технологий, осуществляется в соответствии с Положением о переводе, отчислении и восстановлении обучающихся МБОУ «Лицей №52».
2.10. Дистанционное занятие проводится по заранее составленному графику, сведения о котором доводятся до всех участников образовательных отношений.
2.11. Все изменения и/или нарушения графика учебных занятий фиксируются в ведомости учета дистанционных занятий.
3. Функции администрации лицея.
3.1. ДиректорЛицея:
3.1.1. Доводит данное Положение до членов коллектива Лицея, разъясняет отдельные пункты, издает приказы о работе Лицея в период дистанционного обучения, размещает данное Положение на сайте Лицея
3.1.2. Осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы Лицея в период дистанционного обучения.
3.1.3. Контролирует соблюдение работниками Лицея установленного режима работы.
3.1.4. Осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ.
3.1.5. Принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы Лицея в период дистанционного обучения.
3.2. Заместитель директора по УВР:
3.2.1. Организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися; определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности обучающимися в период дистанционного обучения: виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.), сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ.
3.2.2. Осуществляет информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) Лицея об организации еѐ работы в период дистанционного обучения.
4. Организация педагогической деятельности.
4.1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников в период дистанционного обучения определяется исходя из учебной нагрузки каждого педагога.
4.2. Педагогические работники своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования рабочей учебной программы с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме, используя блочную подачу учебного материала. При внесении изменений в календарно-тематическое планирование практическая часть программы остается неизменной.
4.3. С целью прохожденияобучающимисяобразовательных программ в полном объемепедагогические работники применяют разнообразные формы самостоятельной работы, дистанционные формы обучения. Информация о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы доводится педагогическими работниками, классными руководителями до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) заранее, в сроки, устанавливаемые общеобразовательной организацией.
4.4. Педагогические работники, выполняющие функции классных руководителей:
4.4.1. Проводят разъяснительную работу с родителями, доводят информацию орежиме работы в классе и его сроках через запись в электронных дневниках обучающихся или личное сообщение по телефону илиe-mail.
4.4.2. Информируют родителей (законных представителей) обучающихся об итогах учебной деятельности их детей в период дистанционного обучения.
5. Деятельность обучающихся в период
дистанционного обучения.
5.1.
В период дистанционного обучения обучающиеся Лицей не посещают.
5.2. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания с целью прохождения материала.
5.3. Обучающиеся предоставляют выполненные задания в
соответствии с требованиями педагогов.
6. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.
6.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
6.1.1. Ознакомиться с Положением об организации работы Лицея в период дистанционного обучения.
6.1.2. Получать от классного руководителя необходимую информацию в школе или через личное сообщение по телефону илиe-mail.
6.1.3. Получать информацию о полученных заданиях и итогах учебной деятельности их ребенка в период дистанционного обучения.
6.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
6.2.1. Осуществлять контроль выполнения их ребенком режима дистанционного обучения, соблюдения графика работы с педагогом.
6.2.2. Осуществлять контроль выполнения их ребенком домашних заданий.