Литература
Аннотация к рабочей программе по литературе 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования иТребований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандартеобщего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы поучебным предметам. Основная школа. В 2х частях, М.: «Просвещение», 2015 год); с авторской программой В.Я Коровиной. Москва «Просвещение» 2015 и учебника для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях/ М: Просвещение, 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихсясредствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Данная программа представляет собой практический курс литературы для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов: Литература 5 класс под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2015
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на пониманииобразной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства сжизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевомвысказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевомсамосовершенствовании.
Практические задачи литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежнойлитературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическимисведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Аннотация рабочей программы по литературе ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по литературе (ФГОС) для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основной школы и рабочей программы по литературе к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других - М.: Просвещение,2016 г.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература», содержание, календарно-тематическое планирование, лист внесения изменений в рабочую программу.
Используемый УМК:
Литература 6 класс. – М.: Просвещение, 2016 г. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
Место в учебном плане: 102 часа.
Планируемые предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других 2 народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание:
v Введение.
v Русский фольклор.
v Древнерусская литература.
v Русская литература XVIII в.
v Русская литература XIX в.
v Русская литература XX в.
v Литература народов России.
v Зарубежная литература.
Аннотация к рабочей программе по литературе
7 класс
Рабочая программа по литературе для 7 класса реализуется в общеобразовательном
классе с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей
учащихся, составлена на основе:
- примерной основной образовательной программы основного общего образования по
- учебного плана МБОУ «Лицей №52»;
- авторской Программы по литературе для 7класса общеобразовательной школы
В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).
Преподавание ведется по учебнику « Коровина В.Я. Литература.7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х ч.- 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (по 2 часа в неделю).
2 Цель изучения предмета:
- развитие личности, формирование мировоззрения, системы ценностей и идеалов,
определяющих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний, необходимых для успешной
социализации и самореализации;
- постижение классических произведений отечественной и мировой литературы, их
осознанное чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
-применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни при
взаимодействии с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи и учебной деятельности.
3 Содержание программы включает сведения по теории и истории литературы,
произведения:
- устного народного творчества (предания, былины и др.);
- древнерусской литературы;
- русской литературы XVIII-XX вв. и зарубежной;
-литературы народов России;
-для внеклассного чтения.
4 Основные образовательные технологии:
-информационно-коммуникативные;
-проблемное обучение;
-групповые и др.
5 Требования к результатам освоения программы.
В результате изучения программы обучающийся должен знать/понимать:
- ключевые проблемы изученных произведений;
- связи литературных произведений с эпохой их написания; выявлять заложенные в них
непреходящие нравственные ценности и современное их звучание;
-авторскую позицию;
- основные литературоведческие термины и понятия (тема и идея произведения, средства
характеристики героя, лирический герой, рассказ, повесть, историческая поэма, баллада,
очерк, интервью как жанр публицистики, песня как синтетический жанр литературы,
хокку, изобразительно-выразительные средства: антитеза, гипербола, гротеск, ирония,
иносказание, ритм, рифма, тоническое стихосложение; фантастика в художественной
литературе).
Уметь:
- формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический
поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
-использовать полученные знания в проектной деятельности;
-выразительно читать и понимать прочитанное/услышанное;
- анализировать литературное произведение;
-формулировать собственное отношение к прочитанному, сопоставляя с авторской позицией
и восприятием других;
-пересказывать (различные виды пересказа) с использованием образных средств и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
-создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; рефераты и презентации.
6 Формы промежуточного и предварительного контроля:
-творческие задания;
-чтение наизусть;
-сочинения: классные и домашние;
-тестирование;
-проект: иллюстрированный электронный сборник «Русские былины»; Н.В.Гоголь и его
повесть «Тарас Бульба», сб-к «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе», «Эскиз
памятника Кусаке» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»);
-конкурс чтецов;
-литературная игра.
Аннотация к рабочей программе по литературе
8 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной и рассчитана на 68 часов.
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1.Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
2.Законом Российской Федерации «Об образовании»
3.Учебным планом МБОУ "Лицей №52"
4.«Программой по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Календарно-тематический план.
4. Основные содержательные линии.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Требования к уровню подготовки выпускников
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
8. Список литературы (основной и дополнительной).
Основные образовательные технологии
Изложение учителя
Объяснение
Рассказ
Лекция
Беседа
Работа с книгой
Наглядные методы: демонстрация
Программированные методы проверки
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Самостоятельная работа
Коммуникативный метод
Ролевая игра
Ситуация успеха
Дифференцированная работа
Здоровьесбережение
Нетрадиционные уроки обучения
Требования к результатам освоения
В 8 классе ученик должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений.
Ученик должен уметь:
- определять связь литературного произведения со временем, понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано
- использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ.
- определять авторскую позицию писателя.
- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи.
- пользоваться различными справочными изданиями.
- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Распределение учебного времени
1. Введение – 1 ч.
2. Фольклор – 2 ч.
3. Древнерусская литература – 6 ч.
4 Русская литература 18 века – 2 ч.
5. Русская литература 19 века – 37 ч.
6. Русская литература 20 века – 20 ч.
Аннотация к рабочей программе по литературе, 9 класс
1. Рабочая программа по литературе для 9 класса реализуется в общеобразовательном классе, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся, и составлена на основе - примерной программы основного общего образования по литературе, - учебного плана МБОУ СОШ №34»,
2. - авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.
3. Преподавание ведется по учебнику «Литература» 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2013 г.
4. Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (по 3 часа в неделю).
2. Цель изучения предмета:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
3. Содержание программы:
Древнерусская литература.
Литература XVIII века.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Зарубежная литература.
4. Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, групповые технологии, классно-урочная система.
5. Требования к результатам освоения программы В результате изучения программы обучающийся должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет и композицию литературного произведения;
уметь - воспроизводить содержание литературного произведения;
- определять род и жанр произведения;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, развернутый ответ на вопрос, составлять план сочинения, писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
6. Формы контроля.
Контроль знаний проводится в форме школьных и домашних сочинений, письменного анализа текста, тестов.
Аннотация к рабочей программе по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основании:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
2 Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образовании,
утвержденного МО РФ от 5.03 2004 № 1089
3) Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.сост.
Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: «Русское слово —
4) Учебный план МБОУ «СОШ №34» на 201-2018 учебный год.
Цели обучения:
1) воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном
мире;
2) формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
3) развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса;
4)устной и письменной речи освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
5)формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний;
6)написания сочинений различных типов;
7)поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том
числе в сети Интернета.
Наименование разделов:
Раздел 1: Литература I половины XIX века.
Раздел 2:
Литература II половины XIX века.
Раздел 3: Литература народов России.
Раздел 4:
Зарубежная литература.
Раздел 5: Повторение.
Рабочая программа по литературе для 10 класса рассчитана на 3 часа в неделю, общий
объем 105 часа.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2011
Аннотация к рабочей программе по литературе
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе к результатам освоения образовательной программы по предмету; на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 7-е изд. - М.: «Русское слово - РС», 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета, содержание учебного предмета, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа ориентирована на базовый уровень изучения предмета «Литература». Преподавание литературы в 11 кл. осуществляется по учебно-методическому комплекту под редакцией С.А. Зинина, рекомендованному Министерством образования и науки РФ. В процессе реализации рабочей программы используются учебники:
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений: В 2 ч. / В.А.Чалмаев, С.А.Зинин.- 12-е изд. - М. « Русское слово – учебник», 2013.
Рабочая учебная программа по литературе включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения, Интернет-ресурсы,